?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Жизнь не стоит на месте. Глобализация делает свое дело, все национальное стирается. Даже живя в маленькой республике, где еще пытаются чтить традиции, наблюдаешь, как все трансформируется, меняясь до неузнаваемости или даже обретая противоположное значение и звучание. Немного поговорим о традиционных праздниках внутри рода и семьи, точнее  как они отмечаются сейчас.

Свадьба… в ресторане

Свадьба начинается с момента сватовства и вывода девушки-невесты из отчего дома. Это называется нысашэ. Нысэ в переводе с кабардинского -  невестка, нысашэ - привоз невестки.

Начиная с распространенного в народе слова «фызышэ» (дословно – привоз женщины), заменившего нысашэ,  в этом ритуале современные люди поменяли все.

Девушку теперь забирают… из ресторана. Одно дело, когда родителям невесты жилплощадь не позволяет принимать большое количество гостей. Но, во-первых, зачем отправлять большое количество людей за невестой? А чаще родители просто не хотят пускать посторонних в большой дом и пачкать полы. В ресторане же все относительно условно, помпезно и нелепо: от музыки, шумной встречи гостей, что со стороны смотрится как «наконец, мы избавляемся от дочери и не нарадуемся ее замужеству», до провода девушки, ухода самих гостей, которые чаще всего, не попрощавшись с новыми родственниками, спешат занять свободные места в машинах.

А как проходит «выкуп» невесты?! Если раньше это был виртуозный разговор двух сторон с шутливыми перепалками, то сейчас наблюдаем две крайности: дело доходит до выяснения отношений, ссор или сторона жениха кладет на комод конверт с деньгами и произносит ставшее уже популярным выражение: «Ди япэ ниувэт!» («А ну, пошла впереди нас!»).  После такой команды без всяких сомнений и препятствий невеста выходит из комнаты и направляется к машине. Вот вам и весь ритуал.

Унэ ишэ (ввод невесты в дом)

В этом обряде мужчины торжественно привозили невесту в дом, а дальше традиционно участвовали только женщины. Сейчас в «процедуре» участвуют все: мужчины, женщины, подростки и даже старики. При этом женщины солидного возраста, которые должны были встретить невестку добрым словом, помазать ей губы медом, осыпать пшеном, напрочь забывают о своих обязанностях и о каких-либо традициях. Они моментально по своему поведению превращаются в юных девиц, никогда не слышавших о таких мероприятиях.  Женщины  в возрасте от 60 до 80 чаще всего ведут себя  непредсказуемо, неподобающе или равнодушны к происходящему.

Щауэишыж (возвращение жениха в дом родителей)

Здесь дела обстоят еще хуже. Ресторан (какой там дом? Зачем вводить жениха в дом, когда есть ресторан?) заполнен людьми, 300-700 человек - представителей одного рода,  и среди них не могут найти адекватных мужчин, которые по ритуалу примут обратно «провинившегося» сына. Вопрос: если забыли все, если утерян смысл действия, то зачем проводить его в таком безобразном виде?  Между тем хочу отметить, что молодежь  в этой ситуации в большинстве более подготовленная или пытается быть более осведомленной.   Часто, глядя на старших, этих «детей советской власти», которые оказались на перепутье,  становится и обидно, и грустно, и стыдно.  Обидно за народ с его красивейшими традициями, глубокой историей, который создавал все эти ценности и красоту.  А грустно просто наблюдать, во что мы превратили наши ритуалы. Стыдно перед гостями из других городов и соседних республик. Скажут, что у них не лучше? Поверьте, у нас хуже.

Гущэхэпхэ (первое пеленание младенца)

Раньше новорожденных  в течение 40 дней вообще не показывали чужим людям. Считалось, что ребенку будут мешать нечистые силы или могут сглазить. Но даже если подходить чисто с медицинской точки зрения и этической стороны, неужели трудно понять, что только что родившей женщине и младенцу надо окрепнуть. Они слабые и могут подхватить любую инфекцию. А тут младенца пускают по кругу,  молодая мать встречает-провожает всех гостей… Раньше гущэхэпхэ проводили только после того, когда заживет пупок ребенка. В обряде участвовали только женщины. Это процедура пеленания ребенка, ритуал передачи знаний молодой женщине от старших женщин, и здесь абсолютно нечего делать мужчинам, тем более парням. Сейчас многие после шумной, мягко говоря, выписки из роддома прямиком едут... в ресторан. Состояние матери и ребенка не учитывается. Главное - мнение окружающих, что о семье скажут. И не дай бог, если подумают, что они материально слабее остальных. А ведь семья может быть разумнее остальных! В роду кто-то может оказаться мудрее!

Где ресторан, там выпивка, музыка и шум. Есть приглашенные артисты и  ведущие. И ритуал первого пеленания младенца превращается в концерт с элементами пояснений и реплик молодых парней. Так и хочется сказать: а мужчины здесь что делают? Если это обряд пеленания, пусть об этом говорят старшие женщины, если же это концерт с участием артистов, не приглашайте родственников на гущэхэпхэ, скажите: «Приходите к нам на концерт, мы заказали специально для вас артистов».

Не просто так наши предки придумали эти ценные обряды. Каждый шаг, каждое слово, произносимое в ритуальные моменты, имеют в жизни человека огромное значение. Кто во всем происходящем сегодня виноват? Конечно, сами семьи, те старшие, кто уступает свою роль приглашенным со стороны за деньги людям, и сами не произносят ни слова.  Если по правилам не проводить, зачем  вообще затевать этот маскарад? Ради пьянки? Можно не проводить шумный семейный праздник, можно его отложить, подготовиться, но если в семье, в роду ни одна душа не помнит, как пеленали ребенка, и не хочет вспоминать, то, наверное, и не нужно устраивать показуху с искаженными до абсурда элементами ритуала, где чужой парень говорит о пеленании и роли молодой матери.    Может, кто-то хотел что-то услышать на эту тему. Похвально, но людей-то вы звали не на концерт или выступление, а на семейный праздник, и тут находятся подростки,  дети, которые думают, что происходящее – это правила, хабзэ, что так делали наши предки!

Лъэтеувэ (обряд первого шага)

Здесь картина повторяется, как в предыдущем пункте. По правилам участвовать должны тоже  только женщины. Но это если вы чтите традиции или у вас работает логическое мышление. Но опять же на этом семейном празднике находятся и пьяные мужчины, и чужие молодые люди, и, конечно же, артисты со своей фонограммой и звукоусиливающей аппаратурой.  Да, наверное, именно это нужно ребенку в возрасте года-полутора, чтобы сделать свой ритуальный первый счастливый шаг. И опять, ни одна бабушка не говорит волшебные призывные слова:

Лъабэ динэ щIы, си фо,

Нанэ и псэ закъуэ…

(Сделай, сделай первый шаг,

Душа наны…)

              (дословный перевод)

Это произносит приглашенный мужчина-ведущий.

Нет, он ни в чем не виноват, он в это время работает. А вот как себя чувствуют  при этом присутствующие бабушки, женщины, которые знают родной язык, понимают смысл слов «душа наны»? Их душа не волнуется, когда ребенок делает шажочки не в их сторону? Как они могут молчать, когда на их глазах современные шоумены, далекие от знаний ритуала и значения священного угощения сладкого хьэлыуэ (хьэлыуэ Iэнэ – столик с халвой), ставят ребенка ногами на это угощение?! Да, и такое теперь можно увидеть! Молчат от незнания и равнодушия.  Но ни то, ни другое никак не оправдывает их.

Понимаю, что нынешние бабушки и дедушки (дадэ-нанэ)   -  «выпавшее» в 90-х годах поколение. Трудные 90-е позади. Выбор есть: вернуться  к истокам или не коверкать традиции предков.

Latest Month

April 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com